и следы их быстро начинают проходить в школе
надпись на тетерадкеИз наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания"
Между вещью и пустотой
(Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания")
1. Поэзия И.Б. органически связана с Петербургом и петербургским акмеизмом.
Связь эта двойственная: связь с миром, из которого исходят и из которого
уходят. В этом == самом точном и прямом значении == поэзия Б. антиакмеистична:
она есть отрицание акмеизма А. Ахматовой и О. Мандельштама на зыке акмеизма
Ахматовой и Мандельштама2.
----------------------------------------------------------------------
2. Такое утверждение сопряжено, конечно, с известным схематизмом.
Во-первых, сам акмеизм от деклараций 1913 г. до позднего Мандельштама
и Ахматовой проделал огромную эволюцию.
Во-вторых, творчество Б. питается многими источниками, а в русской
поэзии все культурно значимые явления приводят в конечном счЧте к трансформированной
в той или иной мере пушкинской традиции. Вопрос о влиянии Цветаевой на
Бродского также требует особого рассмотрения.
----------------------------------------------------------------------
В статье "Утро акмеизма"(1919) Мандельштам идеалом поэтическогой
реальности объявил "десятизначную степень" уплотнЧнности вещи в
слове; поэзия отождествляется со строительством == заполнением пустого пространства
организованной материей. "Для того, чтобы успешно строить, первое
условие == искренний пиетет к трЧм измерениям пространства == смотреть на
них не как на обузу и несчастную случайность, а как на Богом данный дворец.
<И> Строить == значит бороться с пустотойИ" Творчество "в заговоре
против пустоты и небытия. Любите существование вещи больше самой вещи и
своЧ бытие больше самих себя == вот высшая заповедь акмеизма"3.
----------------------------------------------------------------------
<3> Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 143,144.
---------------------------------------------------------------------
Конечно, в этих формулировках отразился не весь акмеизм, а исходная
точка его развития. Для неЧ характерен приоритет пространства над временем(в
основе == три измерения!) и представление о реальности как материально
заполненном пространстве, отвоЧванном у пустоты. В дальнейшем, уйдя
от отождествления реальности и вещной неподвижности, акмеизм сохранил,
однако, исходный импульс == тягу к полноте. Но теперь это была уже не полнота
"адамистов", акмэ голой внеисторической личности
(ср.: "Как адамисты, мы немного лесные звери и, во всяком случае,
не отдадим того, что в нас есть зверинного, в обмен на неврастинию"4)
----------------------------------------------------------------------
<4> ГемилЧв И.С. Наследие символизма и акмеизм//ГумилЧв Н.С. Письма
о русской поэзии. М., 1990. С. 57.
----------------------------------------------------------------------
а полнота напитанности текста всей предшествующей традицией мировой
культуры. В 1921 г. Мандельштам писал:ССлово стало не семиствольной, а
тысячествольной цевницей, оживляемой сразу дыханием всех вековС. Говоря
оСсинтетическом поэте современностиС, Мандельштам пишет:СВ нЧм поют идеи,
научные системы, государственные теории так же точно, как в его предшественниках
пели соловьи и розыС.
Организующий принцип акмеизма == наполненность, уплотнЧнность
материи смысла.
2. Вещь у Бродского находится в конфликте с пространством, особенно
остром вСУранииС. Раньше вещь могла пониматься как часть пространства:
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.
(<Натюрморт>,1971)
Сформулированный ранее закон взаимодействия пространства и вещи:
...Новейший
Архимед
прибавить мог бы к старому закону,
что тело, помещЧнное в пространство,
пространством вытесняется, (<Открытка из города К.>,1967)
теперь подлежит переформулировке:
Вещь, помещЧнной будучи, как в Аш два-О, в пространство <...>
пространство жаждет вытеснить... (<Посвящается стулу>, II, [1987])
то есть в конфликте пространства и вещи, вещь становится (или жаждет
стать) активной стороной: пространство стремится вещь поглотить, вещь ==
его вытеснить. Вещь, по Бродскому, == аристотелевская энтелехия: актуализированная
форма плюс материя:
Стул состоит из чувства пустоты
плюс крашеной материи...(VI)
Между вещью и пустотой
(Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания")
1. Поэзия И.Б. органически связана с Петербургом и петербургским акмеизмом.
Связь эта двойственная: связь с миром, из которого исходят и из которого
уходят. В этом == самом точном и прямом значении == поэзия Б. антиакмеистична:
она есть отрицание акмеизма А. Ахматовой и О. Мандельштама на зыке акмеизма
Ахматовой и Мандельштама2.
----------------------------------------------------------------------
2. Такое утверждение сопряжено, конечно, с известным схематизмом.
Во-первых, сам акмеизм от деклараций 1913 г. до позднего Мандельштама
и Ахматовой проделал огромную эволюцию.
Во-вторых, творчество Б. питается многими источниками, а в русской
поэзии все культурно значимые явления приводят в конечном счЧте к трансформированной
в той или иной мере пушкинской традиции. Вопрос о влиянии Цветаевой на
Бродского также требует особого рассмотрения.
----------------------------------------------------------------------
В статье "Утро акмеизма"(1919) Мандельштам идеалом поэтическогой
реальности объявил "десятизначную степень" уплотнЧнности вещи в
слове; поэзия отождествляется со строительством == заполнением пустого пространства
организованной материей. "Для того, чтобы успешно строить, первое
условие == искренний пиетет к трЧм измерениям пространства == смотреть на
них не как на обузу и несчастную случайность, а как на Богом данный дворец.
<И> Строить == значит бороться с пустотойИ" Творчество "в заговоре
против пустоты и небытия. Любите существование вещи больше самой вещи и
своЧ бытие больше самих себя == вот высшая заповедь акмеизма"3.
----------------------------------------------------------------------
<3> Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 143,144.
---------------------------------------------------------------------
Конечно, в этих формулировках отразился не весь акмеизм, а исходная
точка его развития. Для неЧ характерен приоритет пространства над временем(в
основе == три измерения!) и представление о реальности как материально
заполненном пространстве, отвоЧванном у пустоты. В дальнейшем, уйдя
от отождествления реальности и вещной неподвижности, акмеизм сохранил,
однако, исходный импульс == тягу к полноте. Но теперь это была уже не полнота
"адамистов", акмэ голой внеисторической личности
(ср.: "Как адамисты, мы немного лесные звери и, во всяком случае,
не отдадим того, что в нас есть зверинного, в обмен на неврастинию"4)
----------------------------------------------------------------------
<4> ГемилЧв И.С. Наследие символизма и акмеизм//ГумилЧв Н.С. Письма
о русской поэзии. М., 1990. С. 57.
----------------------------------------------------------------------
а полнота напитанности текста всей предшествующей традицией мировой
культуры. В 1921 г. Мандельштам писал:ССлово стало не семиствольной, а
тысячествольной цевницей, оживляемой сразу дыханием всех вековС. Говоря
оСсинтетическом поэте современностиС, Мандельштам пишет:СВ нЧм поют идеи,
научные системы, государственные теории так же точно, как в его предшественниках
пели соловьи и розыС.
Организующий принцип акмеизма == наполненность, уплотнЧнность
материи смысла.
2. Вещь у Бродского находится в конфликте с пространством, особенно
остром вСУранииС. Раньше вещь могла пониматься как часть пространства:
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.
(<Натюрморт>,1971)
Сформулированный ранее закон взаимодействия пространства и вещи:
...Новейший
Архимед
прибавить мог бы к старому закону,
что тело, помещЧнное в пространство,
пространством вытесняется, (<Открытка из города К.>,1967)
теперь подлежит переформулировке:
Вещь, помещЧнной будучи, как в Аш два-О, в пространство <...>
пространство жаждет вытеснить... (<Посвящается стулу>, II, [1987])
то есть в конфликте пространства и вещи, вещь становится (или жаждет
стать) активной стороной: пространство стремится вещь поглотить, вещь ==
его вытеснить. Вещь, по Бродскому, == аристотелевская энтелехия: актуализированная
форма плюс материя:
Стул состоит из чувства пустоты
плюс крашеной материи...(VI)
мне бы вот было влом)
именно потому и учусь.. хотя уже и учиться то влом
это куда как хуже...
ну надо же)